Яёи Кусама (Yayoi Kusama) - самая известная художница современности. Родом из Японии, создающая яркие и запоминающиеся образы, которые никого не оставляют равнодушным, заставляя задуматься о сути вещей. Её работы, на сегодняшний день, самые дорогие среди живущих художников. За свою карьеру она успела пожить в США и в Японии, поучаствовать в акциях против войны во Вьетнаме, создать коллажи, перформансы, картины, инсталляции, фильмы, брендовую одежду, стильные интерьеры и даже написать книги и стихи.
Яёи родилась 22 марта 1929 года в небольшом городе численностью чуть больше 200 тысяч человек - Мацумото, префектура Нагано, Япония.Она с детства была не обычным ребёнком - страдала галлюцинациями и навязчивыми идеями, иногда суицидального типа. Что сделала её постоянной посетительницей психиатров.
Именно эта "нездоровость", навязчивые повторения и галлюцинации создали из неё известного творца. Как она сама утверждает в своих галлюцинациях она видела кружочки, которыми и стала всё покрывать в начале своей карьеры.
Стены, полы, холсты, обнажённые ассистенты, повседневные предметы - всё было в кругах, которые и стали её товарным знаком. Она так и говорит о себе как о "навязчивом художнике", имея ввиду свои навязчивые повторения, создающие "поля горошка".
Она и сама являются частью своего же поля горошка, "сети бесконечности". Она всегда часть своих инсталляций и работ, как мультипликационный персонаж она создала целый мир, который был её внутренним космосом, где мир как в её галлюцинациях - распался на горошины разных размеров.
Её работы трудно отнести к определённому стилю. Это фьюжн-коктейль, состоящий из минимализма, поп-арта, сюрреализма, ар-брюта, абстрактного экспрессионизма и капельки феминизма. Её работы наполнены автобиографическим и сексуальным содержанием.
Имея выдающийся талант Кусама почти не имеет художественного образования. Она училась не более года в школе искусств и ремёсел Киото в 1948 году.
Ещё в 2008 году её работа на аукционе Кристи была продана за 5,1 млн долларов. Это рекорд для живого современного художника.
Ещё в начале своей жизни, когда она была ребёнком ей поставили диагноз - прогрессирующий синдром навязчивых состояний. В побеге от деспотичной матери и по совету её врача Яёи Кусама в 1957 году уезжает в Нью-Йорк. Где продолжает навязчиво рисовать свои картины из бесконечного горошка, ставит спектакли, инсталляции, основывает церковь гороха и объявляет себя его верховной жрицей.
В США участвует в политических акциях, часто с с привлечением голой натуры. Например, акция против войны во Вьетнаме. Она считает, что человеческое тело слишком красиво, чтобы быть убитым таким образом и должно быть возвращено вселенной в первозданном виде вместе с личностью человека.
За такие акции Яёи иногда забирают копы, а она уже любима настолько, что происходит случай, когда полицейские приносят ей в камеру торт, а соратники по камере просятся поучаствовать в её перформенсах.
Яёи очень амбициозна, она использует своё положение приезжей и психическую болезнь для создания яркого публичного образа в США. Её признают и она становится лидером авангардного движения.
В начале 1960х годов Кусама начинает покрывать всё вокруг фаллическими символами. Они немного смешны и не вызывают страха. Этим она констатирует факт на патриархальности общества и подчёркивает свою феминистскую позицию. В историю вошла прогулка Яёи по магазинам Нью-Йорка в щедро декорированным фаллосами платье.
Именно эта "нездоровость", навязчивые повторения и галлюцинации создали из неё известного творца. Как она сама утверждает в своих галлюцинациях она видела кружочки, которыми и стала всё покрывать в начале своей карьеры.
Стены, полы, холсты, обнажённые ассистенты, повседневные предметы - всё было в кругах, которые и стали её товарным знаком. Она так и говорит о себе как о "навязчивом художнике", имея ввиду свои навязчивые повторения, создающие "поля горошка".
Она и сама являются частью своего же поля горошка, "сети бесконечности". Она всегда часть своих инсталляций и работ, как мультипликационный персонаж она создала целый мир, который был её внутренним космосом, где мир как в её галлюцинациях - распался на горошины разных размеров.
Её работы трудно отнести к определённому стилю. Это фьюжн-коктейль, состоящий из минимализма, поп-арта, сюрреализма, ар-брюта, абстрактного экспрессионизма и капельки феминизма. Её работы наполнены автобиографическим и сексуальным содержанием.
Имея выдающийся талант Кусама почти не имеет художественного образования. Она училась не более года в школе искусств и ремёсел Киото в 1948 году.
Ещё в 2008 году её работа на аукционе Кристи была продана за 5,1 млн долларов. Это рекорд для живого современного художника.
Ещё в начале своей жизни, когда она была ребёнком ей поставили диагноз - прогрессирующий синдром навязчивых состояний. В побеге от деспотичной матери и по совету её врача Яёи Кусама в 1957 году уезжает в Нью-Йорк. Где продолжает навязчиво рисовать свои картины из бесконечного горошка, ставит спектакли, инсталляции, основывает церковь гороха и объявляет себя его верховной жрицей.
В США участвует в политических акциях, часто с с привлечением голой натуры. Например, акция против войны во Вьетнаме. Она считает, что человеческое тело слишком красиво, чтобы быть убитым таким образом и должно быть возвращено вселенной в первозданном виде вместе с личностью человека.
За такие акции Яёи иногда забирают копы, а она уже любима настолько, что происходит случай, когда полицейские приносят ей в камеру торт, а соратники по камере просятся поучаствовать в её перформенсах.
Яёи очень амбициозна, она использует своё положение приезжей и психическую болезнь для создания яркого публичного образа в США. Её признают и она становится лидером авангардного движения.
В начале 1960х годов Кусама начинает покрывать всё вокруг фаллическими символами. Они немного смешны и не вызывают страха. Этим она констатирует факт на патриархальности общества и подчёркивает свою феминистскую позицию. В историю вошла прогулка Яёи по магазинам Нью-Йорка в щедро декорированным фаллосами платье.
Так же в то же время становится заметно, что страх перед фаллосами, не последняя её творческая фобия. Есть ещё страхи еды и болезней. Что тоже находит отражение в её работах.
Перед ней, уже тогда, в Нью-Йорке известные музеи открывали свои двери для её инсталляций. Так, например, в 1969 году в Скульптурном музее современного искусства прошла её выставка - Grand Orgy to Awaken the Dead (Большая оргия пробуждения мёртвых).
Её фаллические символы - пародия на существующую в мире фаллическую власть. Работы созданные в Нью-Йорке дали художнице необходимый ареал неординарной личности, который повлиял на её дальнейшую карьеру гения. Она была очень производительна, но почти ничего не зарабатывала на своём творчестве. Из-за проблем со здоровьем в 1973 году она вернулась в Японию. И там её забыли как художницу, вплоть до конца 1980-х годов. Зато стали видеть в ней писателя и поэтессу. Японцам пришлось по душе её интерес к аутсайдерам.
В её более поздних инсталляциях появляется тема космоса и бесконечности вселенной. В комнатах заставленных зеркалами и подсвеченных диодами, люди попадают в открытый космос или, если хотите, во внутренний мир Яёи.
В 1993 году она едет от Японии на Венецианский биеннале, что становится новым витком в её карьере. Там она будет представлять Японию в 1993, 1998 и 1999 годах.
Её поздние работы более театральны и выдержаны. Мир горохов как-будто остановил своё хаотичное движение и каждая горошина оказалась на своём правильном месте.
Выставки Яёи Кусамы проходят в разных частях света, в том числе, вновь и в Нью-Йорке. А если она не может присутствовать лично, теперь там есть её куклы. Она уже выставлялась рядом с Класом Олденбургом, Энди Уорхоллом и Джаспером Джонсоном.
Её фирменный стиль можно найти на массе предметов. Начиная от носков и заканчивая автобусами. Ещё в 60х годах в Нью-Йорке она создала собственную компанию Kusama Fashion Company.
Яёи Кусама уже почти 40 лет живёт в психиатрической клинике в Токио. Там же, не далеко, находится её офис, где она работает. За это время ей удалось создать более 600 инсталляций и скульптур, написать более 1000 картин, 13 книг с прозой и поэзией. Она выставлялась в самых известных галереях мира. В 2006 году становится первой женщиной награждённой Императорской Премией за достижения, международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества.
Хотите узнать больше про современных художников? Вам сюда.
Хотите узнать больше про современных художников? Вам сюда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий