Украинское бароко - особенности, и увлекательная история его возникновения, примеры.
Украинское Барокко возникает на територии современной Украины, а в то время ещё Руси, в середине 17 века. Это связано с несколькими историческими событиями и жизнью в Киеве.
Странным образом, когда территория современного Киева только-только была отвоёвана у ляхов и поменяла назначение с Руси Польской на Русь Российскую в середине 17 века, появляется новый стиль, а вместе с ним и не веданное до этого слово. Которое вначале используется как прилагательное - украинское. Вместе с модным тогда в Европе стилем дизайном, от которого на Русь доходят лишь отголоски - Барокко. Получается - Украинское Барокко.
Общественное давление и недовольство польским управлением существовало уже давно и его перекрутили в войны за религии. Об этом свидетельствует история с Петром Могилой - известным православным Киевским Митрополитом, правда румынского происхождения.
В следствии Брестской Унии было принято решение объединить Православную и Католическую веру, но реформа не прижилась. Католики, во главе с Папой Римским, подавляли Православное Христианство, возникало недовольство и именно этим и воспользовался Могила.
Каким-то образом за 40-60 лет до пришествия войска запорожского во главе с Богданом Хмельницким у Пётра Могилы получается забрать Софию Киевскую у греко-католиков и сделать там православную церковь. По легенде храм был почти полностью разрушен и он затевает там масштабную реставрацию.
У Могилы на территории польской Руси находятся деньги на капитальный ремонт исторической церкви, а архитектора он выписывает из той самой католической Италии - Октавиана Манчини.
Сейчас сложно с точностью утверждать когда внешний вид Софии Киевской был изменён до неузнаваемости и превращен в то, что назвали "украинским барокко". То ли это случилось при Могиле, то ли уже при Мазепе. Одно точно известно повсеместное увлечение строительством православным храмов существовала со времён Богдана Хмельницкого и до Мазепы. А радикальную реконструкцию Софии Киевской делал Могила вместе с архитектором из Италии.
Судя по работам по художника из Голландии Вестерфельда, известным своими набросками Киева того времени и датированием этой работы в интернете реставрация Петра Могилы ещё придерживалась исторической справедливости. И колокольня была - правда другая, историческая, ещё не мазепинская.
Именно в Софийском Соборе, после того как Богдан Хмельницкий со своим войском зашёл в Киев, подписывается решение Переяславской Рады, о воссоединении Руси бывшей Польской, запорожцев и России.
Где-то в период между Петром Могилой и гетьманом Мазепой (1639 - 1709) появляется стиль украинское бароко. Который характерен только для православных церквей. Вообще в этот период как-то уж слишком фанатично возводятся церкви, а Мазепа, потомок известного шляхетского рода и по маминой и по папыной линии, казалось бы, должен был бороться за Брестскую Унию, а он, наоборот, увлекается побелкой и золотыми куполами, тем из чего возникает стиль, который почему-то сейчас называют украинским барокко.
Кстати, мать Мазепы работает настоятельницей православного Киево-Печерского монастыря, на месте которого, после предательства Мазепы, Пётр I построит завод Арсенал, а её выставит в деревянную, не такую преcтижную церковь.
С тех пор, стиль украинское бароко повторяется в каждой церкви без изменений. И если в католических церквях и других религиозных конфессиях мы видимо даже современные постройки, то в нашем случае бедность и кричащесть стиля не изменена. Как шаблон, который кто-то не зримый запретил изменять и всё монахи послушно не первый век следуют этому указу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий