Поиск по этому блогу

вторник, 1 декабря 2020 г.

Иероним Босх

Йероен Антонисон ван Акен (1450-1516), более известный под псевдонимом Иероним Босх жил и работал в в период когда Средние века начали постепенно уступать Возрождению, но во многих странах до Ренессанса было целых 300 лет, а колыбель была не в Голландии, где он жил. Поэтому  Иеороним относится к позднему Средневековью. Тому самому агрессивному Средневековью, когда Леонардо да Винчи в колыбели Возрождения уже изучал алхимию и не только, а христианство  за свободу нравов пыталась отрекать Флоренцию от церкви. Религии не нравился запах свободы и она заркучивала гайки, чтобы другим не повадно было.

Живопись Средние века

Иероним Босх известен тем, что писал причудливых чудовищ-грешников и их муки. А также Святых и их испытания, точнее тоже муки, только другие. Люди не понимающие в стилях, говорят, что он сюрреалист. Но сюрреализм это некая бессмыслица, расширение границ сознания, если хотите, чего нельзя сказать о работах ван Акена. Я бы назвала живопись Босха самой известной пропагандистской живописью в которой всё ясно и понятно и даже угрозы вполне конкретные, а не как-то завуалированные.



Босх был удивительно мало подвижен и совсем не любопытен, что отражает в нём всю суть Готики - застой, наказания любопытства и поощрение не знания. Он родился и всю жизнь прожил в Нидерландах в городе Хертогенбос (Бравант) и в деревне неподалёку - Оерошорт, где поселился после брака. Бравант та самая провинция, которая спустя 400 лет подарит нам Ван Гога



Рос в семье потомственных художников - ван Акенов, их род происходил из немецкого города Ахен, правда на момент рождения Иеронима семья уже стабильно жила в Нидерландах. Художником был его дед - Ян ван Акен, отец Антоний и четверо из 5 его сыновей, в том числе Иероним. Биографы иногда говорят о том, что рисовать его научили не в семье, а на уроках Дирка Баутса, который жил в какой-то период в Хертогенбосе. 

Рисунок Средние века

картины на библейские сюжеты

Босх с детства очень дружен с церковью и ему доверяют роспись различных алтарей и капелл, а потом и триптихи. Сюжеты его картин весьма религиозны, хотя в Средние века каждый художник был обязан писать библейские сюжеты, картины Босха слишком агрессивны и достаточно однобоко показывают ситуацию - всё ужасы, кроме церкви.


Рисунок бабки старые

Голландская живопись

Особо Иероним озадачен вопросами ведьм, которые выглядят у него точно также как бабки в православном храме, но суть даже и не в этом. Сама ненависть именно к женщинам, тоже наталкивает на мысль бездумного служения православной церкви и патриархата. 


Считается, что в возрасте 36 лет (в 1486) он был посвящён в члены братства Богоматери существовавшего с 1318 года, причём стал его высокопоставленным членом, а не кем-нибудь. Членом братства мог стать не только священнослужитель, а и простой мирянин. Они называли себя "лебединые братья", из-за традиции есть на их собраниях лебедя. Собрания происходили у кого-то дома и на них обсуждали сюжеты из Библии и прочие городские дела. Именно поэтому на его картине "Брак в Кане" подают жаренного лебедя. От этого братства Босх получает множество заказов.



Интересный факт: Иероним Босх подписал всего 7 своих картин, в чём, возможно, усматривается следование заветам христианской католической библии, согласно которой гордыня - это смертный грех (предположение автора статьи). Вообще он был очень озабочен вопросами христианских грехов, а точнее даже процессом наказания за них и всегда писал их мелким или крупным планом.





Из-за того, что Босх редко подписывал картины у нас много сложностей с их идентификацией. Искусствоведы точно уверены в авторстве 40 картин, и огромное множество находится под вопросом. 



Интересы Иеронима были немного шире, чем холсты - он изготавливал гравюры, был неплохим кузнецом, а иногда делал канделябрики, для церкви, конечно. Иногда, в его творчестве попадаются работы без пропаганды и угроз следования христианским догмам. Кстати, интересно, что не смотря на то, что он был зажиточным бюргером и знал много знати в его работах их грехи не отражены, тут всё скорее простые люди.




Особенный интерес у Босха вызывает Святой Антоний, возможно из-за того, что церковь, расположенная в его доме, была имени Святого Антония. Да, у Босха ещё и домовая церковь была. Но, скорей всего, это связано с любовью к его собственного отцу и желанию увековечить его имя, ведь его звали Антоний. 

Антония мы видим на левой створке триптиха "Распятая мученица", целый триптих "искушения Святого Антония", и, как минимум, ещё на 3х картинах и рисунке.


Св. Антоний - стал первым христианином, избравшим отшельническую жизнь, проведя 35 лет жизни в пустыне и 20 на горе, прежде, чем ушёл в египетскую пустыню, где встретил старость.
Отец умер в 1478 году и Иероним унаследовал художественную мастерскую ван Акенов.




В 1480 году женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которая происходит из зажиточной хертогенбоской семьи, что усиливает позиции Акена в обществе, чем он пользуется только для работы, не вступив за свою жизнь ни разу даже в право собственности на недвижимость. Правда, Бог которым он всех пугает, почему-то не даёт им детей. А может Босх просил его об этом...





Никак не может обойти Босх и библейский  сюжет, где волхвы (те, кто считали себя пророками у язычников) преклоняют колени перед новорожденным сыном Бога христиан - "поклонение волхвов" и рисует пару картин на эту тему и один триптих. 



Умирает 9 августа 1516 году, спустя пол года после смерти жена художника раздаёт всё его имущество, и через 3 года умирает сама. 




Есть версия, что история не сохранила оригинальных названий картин, которыми называл их автор, все они придуманы позже, потомками. Хотя под таким покровительством церкви в это сложно поверить. 



Огонь на картинах Иеронима Босха

Пожары в картинах Босха

Он фанатично служит церковникам и следует их рекомендациям. Он лично презирает алхимию, считает её дьявольской наукой и придаёт ей в своих работах демонические черты. Алхимия, в его работах, символизируется разными способами и перевернутыми шапками пробирками и полыми деревьями и, конечно, огнём - который как-будто предупреждает любознательных людей об участи которая их ждёт в случае не повиновения церкви. Напомню, что именно в этот период Святая инквизиция была в самом разгаре и жгла еретиков на лево и направо. Поэтому картины Босха вполне можно назвать реалистичными - грешников сожгут, как бы говорит Иероним и не использует в своём творчестве греховных богослужителей и знать.

 
рисунки Босха


Животные и птицы на картинах Босха



Он использует Средневековую книгу - Бестиария, как руководство к действию и полностью повторяет смысл "нечистых животных" в своих картинах. Верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист, жабы и другие животные находятся на его картинах не спроста, а согласно трактовки справочника. Он особенно любит такие символы дьявола и смерти как деревья, скелеты животных и жаб. Вообще, складывается ощущение, что с помощью животных Босх хочет оскорбить не послушного церкви человека, хотя правильно наоборот - оскорблять животных, называя их людьми, ведь они лучше, чем мы даже если в церкви не работают. 





Часто в его работах можно рассмотреть угрозы жизни и здоровью, например стрелы в шляпе или в анусе, отрезанные ноги и прочие уродства. При чём таким он изображает всё, что не подпадает под послушание церкви. Не послушание Библии равно пожарам и физическим уродствам вполне прямым текстом говорит Босх в своих работах. Подробный разбор цикла картин Босха "Блаженные и проклятые".


По картинам Иеронима есть даже сюжет в известном мудьтике Симпосоны - в 10 серии 2 сезона сериала "Симпсоны", Барт Симпсон попадает в ад, который срисован с работ Босха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий