Современный/исторический художник Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat).
Жан-Мишель Баския - первый в истории искусства чёрнокожий художник, достигший популярности высшего пилотажа. Начал свой путь как граффити художник, побывал музыкантом, неоэкспрессионистом и одним из самых известных представителем панк-искусства и стрит-арта. К его работам лучше всего подходит термин сломанный. Он освещал проблемы расизма и прочих неравенств в обществе, и, судя по его интервью, часто просто был заложником этой ситуации.
Родился 22 декабря 1960 года в Нью-Йорке в Бруклине в семье иммигранта из Гаити и американки пуэрториканского происхождения.
|
Hollywood Africans, 1982 |
Уже в раннем возрасте Жан-Мишель интересовался и проявлял способности к искусству. Живописью интересовалась и его мать и тягала его по всем Нью-Йоркским художественным выставкам. Он становится в 6-летнем возрасте младшим членом Бруклинского музея.
Благодаря происхождению своих родителей он свободно говорит на трёх языках:
французском,
испанском и английском.
|
Moses and the Egyptians 1982 |
В 1977 году Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий на Манхеттене, подписывая свои работы SAMO © и SAMO shit. SAMO© это общее название проекта , что является аббревиатурой «same old sheet» - тоже старое дерьмо. В тот период в Нью-Йорке уличное искусство среди детей и подростков активно развивалось и каждый ребёнок оставлял своё имя на стенах, пытаясь конкурировать с тысячами таких же детей. Баския и его друг Al Diaz придумали что-то совершенно новое, а как они сами утверждали- совершенно старое. Они писали что-то типа социальных и политических лозунгов на стенах, которые не очень то были похожи на искусство, но были новы для Нью-Йорка, и стары для истории (как утверждали сами участники проекта, ведь ещё Древние Римляне делали тоже самое). Их мыслетворчество пришлось публике по вкусу. Вот некоторые из их лозунгов:
- Plush safe he think (он думает, что плюш оберегает его),
- SAMO as an escape clause (SAMO как оговорка про побег),
- A pin drops like a pungent odor (булавка падает как острый запах).
В декабре 1978 года в газете Village Voice была опубликована статья с интервью художников SAMO. Вот выдержка:
"..Однажды вечером преступники SAMO © согласились встретится со мной возле бара в Ист-Виллидж. правда при условии, что их фамилии не будут использовать в статье. Мне разрешили осмотреть их работы и послушать их историю. Большая часть высказываний САМО © принадлежит двум острым, представительным подросткам по имени Жан (17) и Ал (19), которые имеют удивительно похожий почерк и невысказанное соглашение о том, где САМО © будет писать.
Взросление в Бруклине и Нижнем Ист-Сайде, сбило подростков с правильного пути. Жан бросил - или был исключен - из пяти или шести школ. В конце концов Ал нашел дорогу к искусству и дизайну, где ему комфортно уже несколько лет. А ещё он бросил учебу - кажется, он проводит большую часть своего времени, украшая вагоны метро."
В этом номере газеты также обсуждались чужие граффити-отзывы к проекту SAMO о том, что САМО это агент ЦРУ или DEATH TO SAMOZO (что переводится как смерть для САМО). А русская википедия высказалась на эту тему весьма своеобразно, (речь идёт про интервью в этом журнале), не только изменив формулировку фразы на более грубую и как-будто угрозу, а и самой формулировкой фразы оставляя ощущение, что результатом этого интервью стала эпитафия "SAMO IS DEAD" (само мёртв), но это обычное искажение фактов и в журнале Village Voice никто не ставил эпитафию, что САМО мёртвы. Только потом, когда проект развалился стали писать граффити SAMO is dead, и это не имело отношения к тому интервью, в газете такого не было написано. Оно, вообще, проходило на много месяцев раньше, а уж тем более, к эпитафии Жана-Мишеля отношения не имело. А имело отношение только к тому, что мёртв сам проект.
|
Village Voice, 1978 |
Также в этом интервью 1978 года есть цитата от SAMO:
"..Этот город кишит взвинченными псевдо среднего класса, пытающимися выглядеть как деньги, которых у них нет. Символы статуса. Это раскалывает меня. Как будто они ходят с ценниками, прикреплёнными к их головам. Люди должны жить более духовно, чувак. Но мы не можем весь день стоять на тротуаре, крича на людей, чтобы они перестали себя так вести. Поэтому мы пишем на стенах."
|
Глаза и яйца, 1983 |
В этом же 1978 году, после развода его родителей, мать попадает в психиатрическую клинику и Баския уходит из дома из-за тяжелого давления, в некоторых источниках даже утверждается, что из-за физического насилия. Он на несколько лет оказывается в сложных жизненных условиях, то живя у друзей, а иногда ночуя просто на лавочке или в заброшенных зданиях. В этот же период он начинает продавать открытки и футболки со своими надписями и рисунками недорого, чтобы иметь средства к существованию.
В конце 70х годов он также играет с группой Gray в клубах Манхеттена.
|
Обыватели |
В 1980 году, он вместе с другими художниками принимает участие в выставке "The Times Square Show, что стала первой в цепочке событий на пути признания Баскии как международного художника. С 1982 года его выставки проходят регулярно, в том числе и в составе других художников, которых называют неоэкспрессионистами.
|
Без названия, 1980 |
|
Пепел, 1981 |
Период с 1980 по 1982 год называют ранним периодом в творчестве Жана-Мишеля. Он с юности интересуется смертью, что отражается в его работах в виде скелетов и маскообразных лиц. Также в этот период он изображает автомобили, здания, полицию, игры детей на тротуаре и, конечно, граффити.
В тот период он рисует на всём, что попадается под руку - на картонных ящиках, дверях, окнах и холодильниках. Дружит с Девидом Боуи и встречается с Мадонной.
|
Без названия, 1983 |
|
Кровопийцы, 198-1983 |
В, так называемый, средний период Баския (с конца 1982 года по 1985) немного интересуется своими гаитянскими корнями, изображая их, а в целом, спектр работ становится менее депрессивным и более широким.
Однажды в ресторане Баския увидел
Энди Уорхола, подошёл к нему и предложил купить несколько открыток. Энди купил и запомнил его. Когда они познакомились второй раз, Уорхол спросил его продаёт ли он до сих пор свои работы по доллару? На тот период картины Жан-Мишеля уже стоили более 10 тысяч долларов.
|
Энди Уорхол и Жан Мишель Баския |
С Энди он будет сотрудничать вплоть до смерти Уорхола, особенно продуктивными будут 1984-1985 годы, за этот период создано 130 совместных холстов. Они любили покрывать поп-арт Уорхола граффити Жана-Мишеля. Смерть Энди в 1987 году станет не восполнимым ударом для Баскии, и он переживёт его всего на несколько месяцев.
В 1986 году начинается условный третий период в творчестве молодого художника, который волею судеб называется поздний.
|
Jim Crow |
"Вам нравится, что вас называют чёрным Пикассо?"- задаёт вопрос критик Хилтон Крамер.
"Это лестно и унизительно. Большинство отзывов обо мне касается моей личности, а не моих работ. Они просто расисты, большинство тех людей. Они просто считают меня диким человеком, человеком обезьяной, независимо от того, что ещё они думают".
|
Без названия, 1986 |
"Вы единственный очень успешный чёрный художник" - задаёт вопрос интервьюер Изабель Грав. "Я не знаю связано ли это с тем, что я чёрный. Я не думаю, что меня стоит сравнивать с чёрными художниками, скорее всего просто с художниками".
|
название: "Никто не любит гениального ребенка" |
Спустя почти 40 лет, после первого интервью и почти через 20 после его смерти тот же самый Village Voice напишет: "Суть для цветных людей в том, что нам больше не нужно, чтобы Баскии становились человеческими жертвами, чтобы добиться успеха. Нам не нужно больше героических чернокожих художников, делающих харакири-капельные полотна своей жизни, чтобы доказать, что черный мужчина или женщина могут сделать больше с помощью дегтярной кисти, чем испачкать ее."
В этой же статье будет анализ международных экспертов кое-каких его работ. Например, про работу Катарсис написано:
« Катарсис» - это триптих, левая панель которого изобилует символами силы, изображенными на внутренней стороне двери метро: корона, сжатый черный кулак, штанги циркового силовика, модель атома и слово Радий . И выцарапаны гласные, чтобы произвести ямайский термин patois Ridim.или ритм, другой радиоактивный источник энергии. Средняя панель смешивает слова « печень и селезенка с горлом» и позиционирует термин « il mano» , что в переводе с итальянского означает «рука», который находится между большим и указательным пальцами слабой и, возможно, истощенной кровью руки.
|
Wicker (плетёный) |
"Точно так же схематично и зигзагообразно выполнена это картина Wicker , где поцарапанное имя черного боксера Генри Армстронга заключено в прямоугольник, увенчанный словами зуммер и колокольчик., Рядом парит фигура с обнаженным кишечником и биркой, обозначающей его мочевой пузырь. Бокс анекдот образует скобки вокруг текста о животной работе над изображением чернокожих мужчин. На одной стороне картины левитируется остроконечный слон, его телосложение (у него клыки) обозначено черной полосой, подобной той, которая используется в телевизионных репортажах для защиты и маскировки личности собеседника. В слоновой шкуре имплантирована липкая камера Instamatic. Вокруг правой стороны плывет одна из запатентованных фигурок Баския с черным призраком, воплощенная в урбанизированных джунглях ивового горшечного растения в плетеной корзине."
|
Отравленный оазис |
На картинах Баскии часто встречаются анатомические детали, считается, что это из-за аварии, которая произошла с ним в детстве. В результате которой он травмировал внутренние органы, и ему даже удалили селезёнку. Под рукой оказался анатомический справочник и он его рассматривал, то ли из любопытства, то-ли потому, что другой литературы не было.
Увлекался Баския не только
Мадонной, а и Джокондой и тоже написал
на неё карикатуру среди прочих известных художников.
|
Без названия, 1982 |
В 2018 году в том самом Бруклинском музее, младшим членом которого он успел побывать организовывается выставка для одной из его работ "Без названия" написанная в 1982 году, которую приобрели на аукционе Sotheby`s за 110,5 миллионов долларов.
|
Без названия, 1986 |
|
Всадник смерти 1988 |
Он как-будто предчуствовал смерть, а может мечтал о ней, всё больше изображая её в своих работах. Умер в возрасте 27 лет 1 августа 1988 года от передозировки наркотиков. Последней его работой был "Всадник смерти".
Смотреть больше
современных и
исторических художников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий