Поиск по этому блогу

суббота, 29 февраля 2020 г.

Жан-Мишель Баския сломанное art

Современный/исторический художник Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat).

Жан Мишель Баския


Жан-Мишель Баския - первый в истории искусства чёрнокожий художник, достигший популярности высшего пилотажа. Начал свой путь как граффити художник, побывал музыкантом, неоэкспрессионистом и одним из самых известных представителем панк-искусства и стрит-арта. К его работам лучше всего подходит термин сломанный. Он освещал проблемы расизма и прочих неравенств в обществе, и, судя по его интервью, часто просто был заложником этой ситуации.

Афроамериканец художник

Родился 22 декабря 1960 года в Нью-Йорке в Бруклине в семье иммигранта из Гаити и американки пуэрториканского происхождения.

Hollywood Africans, 1982
Hollywood Africans, 1982

Уже в раннем возрасте Жан-Мишель интересовался и проявлял способности к искусству. Живописью интересовалась и его мать и тягала его по всем Нью-Йоркским художественным выставкам. Он становится в 6-летнем возрасте младшим членом Бруклинского музея.
Благодаря происхождению своих родителей он свободно говорит на трёх языках: французском, испанском и английском.

Moses and the Egyptians 1982
Moses and the Egyptians 1982

Графиити в Нью-Йорке


В 1977 году Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий на Манхеттене, подписывая свои работы SAMO © и SAMO shit. SAMO© это общее название проекта , что является аббревиатурой «same old sheet» - тоже старое дерьмо. В тот период в Нью-Йорке уличное искусство среди детей и подростков активно развивалось и каждый ребёнок оставлял своё имя на стенах, пытаясь конкурировать с тысячами таких же детей. Баския и его друг Al Diaz придумали что-то совершенно новое, а как они сами утверждали- совершенно старое. Они писали что-то типа социальных и политических лозунгов на стенах, которые не очень то были похожи на искусство, но были новы для Нью-Йорка, и стары для истории (как утверждали сами участники проекта, ведь ещё Древние Римляне делали тоже самое). Их мыслетворчество пришлось публике по вкусу. Вот некоторые из их лозунгов:

Граффити Жан Мишель Баския

- Plush safe he think (он думает, что плюш оберегает его),
- SAMO as an escape clause (SAMO как оговорка про побег),
- A pin drops like a pungent odor (булавка падает как острый запах).

Ранний период Баския чёрнокожий американец


В декабре 1978 года в газете Village Voice была опубликована статья с интервью художников SAMO. Вот выдержка:

Жан Мишель Баския 1978


"..Однажды вечером  преступники  SAMO © согласились встретится со мной возле бара в Ист-Виллидж.  правда при условии, что их фамилии не будут использовать в статье. Мне разрешили осмотреть их работы и послушать их историю. Большая часть высказываний САМО © принадлежит двум острым, представительным подросткам по имени Жан (17) и Ал (19), которые имеют удивительно похожий почерк и невысказанное соглашение о том, где САМО © будет писать.
Взросление в Бруклине и Нижнем Ист-Сайде, сбило подростков с правильного пути. Жан бросил - или был исключен - из пяти или шести школ. В конце концов Ал нашел дорогу к искусству и дизайну, где ему комфортно уже несколько лет. А ещё он бросил учебу - кажется, он проводит большую часть своего времени, украшая вагоны метро."






В этом номере газеты также обсуждались чужие граффити-отзывы к проекту SAMO о том, что  САМО это агент ЦРУ или DEATH TO SAMOZO (что переводится как смерть для САМО). А русская википедия высказалась на эту тему весьма своеобразно,  (речь идёт про интервью в этом журнале), не только изменив формулировку фразы на более грубую и как-будто угрозу, а и самой формулировкой фразы оставляя ощущение, что результатом этого интервью стала  эпитафия "SAMO IS DEAD" (само мёртв), но это обычное искажение фактов и в журнале Village Voice никто не ставил эпитафию, что САМО мёртвы. Только потом, когда проект развалился стали писать граффити SAMO is dead, и это не имело отношения к тому интервью, в газете такого не было написано. Оно, вообще, проходило на много месяцев раньше, а уж тем более, к эпитафии Жана-Мишеля отношения не имело. А имело отношение только к тому, что мёртв сам проект.

Жан Мишель Баския 1978 для журнала Village Voice
Village Voice, 1978

Также в этом интервью 1978 года есть цитата от SAMO:

"..Этот город кишит взвинченными псевдо среднего класса, пытающимися выглядеть как деньги, которых у них нет. Символы статуса. Это раскалывает меня. Как будто они ходят с ценниками, прикреплёнными к их головам. Люди должны жить более духовно, чувак. Но мы не можем весь день стоять на тротуаре, крича на людей, чтобы они перестали себя так вести. Поэтому мы пишем на стенах."


Eyes and eggs 1983
Глаза и яйца, 1983

В этом же 1978 году,  после развода его родителей, мать попадает в психиатрическую клинику и  Баския уходит из дома из-за тяжелого давления, в некоторых источниках даже утверждается, что из-за физического насилия. Он на несколько лет оказывается в сложных жизненных условиях, то живя у друзей, а иногда ночуя просто на лавочке или в заброшенных зданиях. В этот же период он начинает продавать открытки и футболки со своими надписями и рисунками недорого, чтобы иметь средства к существованию.



В конце 70х годов он также играет с группой Gray в клубах Манхеттена.

Обыватели, Жан-Мишель Баския
Обыватели

В 1980 году, он вместе с другими художниками принимает участие в выставке "The Times Square Show, что стала первой в цепочке событий на пути признания Баскии как международного художника. С 1982 года его выставки проходят регулярно, в том числе и  в составе других художников, которых называют неоэкспрессионистами.

1980 работа Жан Мишель Баския без названия
Без названия, 1980

Жан Мишель Баския Пепел 1981
Пепел, 1981

Период с 1980 по 1982 год называют ранним периодом в творчестве Жана-Мишеля. Он с юности интересуется смертью, что отражается в его работах в виде скелетов и маскообразных лиц. Также в этот период он изображает автомобили, здания, полицию, игры детей на тротуаре и, конечно, граффити.

Мужья Мадонны

Друзья и кавалеры Мадонны

В тот период он рисует  на всём, что попадается под руку - на картонных ящиках, дверях, окнах и холодильниках. Дружит с Девидом Боуи и встречается с Мадонной.

Без названия Чёрный Пикассо 1983
Без названия, 1983

Leeches Жан Мишель Баския 198-1983
Кровопийцы, 198-1983


В, так называемый, средний период Баския (с конца 1982 года по 1985) немного интересуется своими гаитянскими корнями, изображая их, а в целом, спектр работ становится менее депрессивным и более широким.

Жан Мишель Баския и Энди Уорхол

Однажды в ресторане Баския увидел Энди Уорхола, подошёл к нему и предложил купить несколько открыток. Энди купил и запомнил его. Когда они познакомились второй раз, Уорхол спросил его продаёт ли он до сих пор свои работы по доллару? На тот период картины Жан-Мишеля уже стоили более 10 тысяч долларов.

Энди Уорхол и Жан Мишель Баския


Жан Мишель БаскияЖан Мишель Баския и трафарет Уорхола

С Энди он будет сотрудничать вплоть до смерти Уорхола, особенно продуктивными будут 1984-1985 годы, за этот период создано 130 совместных холстов. Они любили покрывать поп-арт Уорхола граффити Жана-Мишеля. Смерть Энди в 1987 году станет не восполнимым ударом для Баскии, и он переживёт его всего на несколько месяцев.

Портрет Энди Уорхола руки Жана Мишеля Баския


В 1986 году начинается условный третий период в творчестве молодого художника, который волею судеб называется поздний.

Поздний Баския 1986
Jim Crow
"Вам нравится, что вас называют чёрным Пикассо?"- задаёт вопрос критик Хилтон Крамер.

"Это лестно и унизительно. Большинство отзывов обо мне касается моей личности, а не моих работ. Они просто расисты, большинство тех людей. Они просто считают меня диким человеком, человеком обезьяной, независимо от того, что ещё они думают".

Без названия 1986 год Жан-Мишель Баския
Без названия, 1986

"Вы единственный очень успешный чёрный художник" - задаёт вопрос интервьюер Изабель Грав. "Я не знаю связано ли это с тем, что я чёрный. Я не думаю, что меня стоит сравнивать с чёрными художниками, скорее всего просто с художниками".

Американская пресса про Жан Мишель Баския
название: "Никто не любит гениального ребенка"

Спустя почти 40 лет, после первого интервью и почти через 20 после его смерти тот же самый Village Voice напишет: "Суть для цветных людей в том, что нам больше не нужно, чтобы Баскии становились человеческими жертвами, чтобы добиться успеха. Нам не нужно больше героических чернокожих художников, делающих харакири-капельные полотна своей жизни, чтобы доказать, что черный мужчина или женщина могут сделать больше с помощью дегтярной кисти, чем испачкать ее."


В этой же статье будет анализ международных экспертов кое-каких его работ. Например, про работу Катарсис написано:

« Катарсис» - это триптих, левая панель которого изобилует символами силы, изображенными на внутренней стороне двери метро: корона, сжатый черный кулак, штанги циркового силовика, модель атома и слово Радий . И выцарапаны гласные, чтобы произвести ямайский термин patois Ridim.или ритм, другой радиоактивный источник энергии. Средняя панель смешивает слова « печень и селезенка с горлом» и позиционирует термин « il mano» , что в переводе с итальянского означает «рука», который находится между большим и указательным пальцами слабой и, возможно, истощенной кровью руки.

Wicker (плетёный)
"Точно так же схематично и зигзагообразно выполнена это картина Wicker , где поцарапанное имя черного боксера Генри Армстронга заключено в прямоугольник, увенчанный словами зуммер и колокольчик., Рядом парит  фигура с обнаженным кишечником и биркой, обозначающей его мочевой пузырь. Бокс анекдот образует скобки вокруг текста о животной работе над изображением чернокожих мужчин. На одной стороне картины левитируется остроконечный слон, его телосложение (у него клыки) обозначено черной полосой, подобной той, которая используется в телевизионных репортажах для защиты и маскировки личности собеседника. В слоновой шкуре имплантирована липкая камера Instamatic. Вокруг правой стороны плывет одна из запатентованных фигурок Баския с черным призраком, воплощенная в урбанизированных джунглях ивового горшечного растения в плетеной корзине."

Отравленный оазис

На картинах Баскии часто встречаются анатомические детали, считается, что это из-за аварии, которая произошла с ним в детстве. В результате которой он травмировал внутренние органы, и ему даже удалили селезёнку. Под рукой оказался анатомический справочник и он его рассматривал, то ли из любопытства, то-ли потому, что другой литературы не было.





Увлекался Баския не только Мадонной, а и Джокондой и тоже написал на неё карикатуру среди прочих известных художников.

untitled 1982 Жан Мишель Баския
Без названия, 1982

В 2018 году в том самом Бруклинском музее, младшим членом которого он успел побывать организовывается выставка для одной из его работ "Без названия" написанная в 1982 году, которую приобрели на аукционе Sotheby`s за 110,5 миллионов долларов.

Работа без названия, Жан Мишель Баския, 1986
Без названия, 1986
Всадник смерти 1988 Жан Мишель Баския, последняя работа
Всадник смерти 1988

Он как-будто предчуствовал смерть, а может мечтал о ней, всё больше изображая её в своих работах. Умер в возрасте 27 лет 1 августа 1988 года от передозировки наркотиков. Последней его работой был "Всадник смерти".

Смотреть больше современных и исторических художников.



Комментариев нет:

Отправить комментарий