Он выходец из богато детной семьи, был восьмым из девяти детей и родился как раз в тот период, когда дела у отца шли очень хорошо. В следствие чего получил хорошее образование, чего не скажешь о старших детях, и мог бы поступить в Лейденский Университет, но настоял на том, что хочет учиться рисованию.
Рембрандт посещал латинскую школу при университете и уже там стал проявлять интерес к живописи, а другие науки его не интересовали и он получал плохие оценки. В 13 лет, из-за его настойчивого желания, его отдали учиться к лейденскому живописцу, который, наверняка, его чему-то научил, но историки не могут проследить его влияние на творчество Рейна, так как известно очень мало информации.
Уже в 1623 году он учится художествам в Амстердаме у Питера Ластмана, специализирующегося на мифологических и библейских сюжетах, влияние которого очень хорошо видно в работе Рембрандта 1626 года "Аллегория музыки", да и в других ранних работах оно прослеживается очень явно.
Полотна этого периода удивительно сочны и красочны. Персонажи как сказочные герои - идеально волшебны. Их одежда очень нарядная, при чём в восточном стиле, что придаёт его библейским сюжетам некую экзотическую изюминку. Общая атмосфера оставляемая картинами похожа на сюжеты из жизни мажоров или театральные сцены, которые блестят драгоценностями и дорогими одеждами. И, даже работа, "Давид с головой Голиафа, перед Саулом" не смотря на трагичность сюжета - не исключение. Результатом учитель и ученик довольны и Рембрандт заканчивает обучение.
На формирование стиля Рейна оказывали влияние разные художники. Значение
|
Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима, 1630 |
|
Портрет пожилого человека в военном костюме, 1630-1631 |
Складывается впечатление, что в этот период Рембрандт преследует всего лишь одну цель - максимально точно передать каждую деталь, приблизив картину к идеальному реализму. Вообще Рейн активно изучает творчество известных художников, стараясь повторить у каждого самое лучшее, формируя, параллельно свой стиль.
|
Автопортрет, 1631 |
|
Хвалебная песнь Симона, 1631 |
|
Минерва, 1631-1632 |
|
Воскрешение Лазаря, 1630-1632 |
В 1631 году Рембрандт перебирается в Амстердам, где барокко его полотен быстро приходится по вкусу богатым клиентам. Хотя первопричина была всё-таки в другом. Он создаёт целый ряд этюдов с изображением мужских и женских голов с разнообразной мимикой и, в следствии чего слывёт отличным портретистом.
|
Портрет учёного, 1631 |
|
Пророчица Анна (мать Рембрандта), 1631 |
|
Слепой скрипач, 1631 |
|
Девушка в расшитой золотой накидке, 1632 |
|
Корнелис ван Берестейн-Вугт, 1632 |
|
Молодая женщина в профиль с веером, 1632 |
|
Нищий, 1632 |
|
Портрет 40 летнего мужчины, 1632 |
|
Портрет Амалии ван Солмс, жена
Фредерика Хендрика
из Оранджа, 1632 |
|
Портрет Ахье Класдр, 1632
|
|
Портрет молодого человека, 1632 |
|
Портрет молодой женщины, 1632 |
|
Мужчина обрезающий перо, 1632 |
|
Портрет сидящего мужчины, 1632 |
|
Портрет сидящей женщины, 1632 |
|
Бородатый старик в белой меховой шапке, 1632 |
|
Фигура человека в восточном платье, 1632 |
Именно способность создавать шикарные портреты привлекло к нему множество заказов и коммерческий успех. Мы представили только малую часть этих портретов того периода.
|
Урок анатомии доктора Тюльпа, 1632 |
|
Похищение Европы, 1632 |
После урока анатомии доктора Тюльпа Амсетрдамом начинают летать слухи о невообразимом таланте художника. Для того времени - это революционная работа по композиции. Рембрандт не стал выстраивать хирургов, обращая лица к зрителю, а сделал их частью реальной композиции и соучастниками жизни, а не постановки каждый со своими мыслями и эмоциями. Работа богата светотенью и уже можно говорить о Рембрандте как о профессиональном художнике со своим неповторимым почерком.
Зрелый Рембрандт
|
Воздвижение креста, 1633 |
|
Судостроитель и его жена, 1633 |
|
Автопортрет 1634 |
Рембрандт успешен и становится всё более популярным в Голландии. В 1634 году находит себе жену - Саскию ван Эйленбурх, девушку из зажиточной семьи бюргеров, чей отец был мэром города Леуварден. Это открывает перед ним новые двери знатных семей и возможности подзаработать.
|
Снятие с креста, 1634 |
|
Похищение Ганимеда, 1635 |
|
Самсон грозит тестю, 1635 |
Отношения с отцом Саскии не складываются сразу. Ещё бы: он сын мельника, а отец хотел выдать её за аристократа. Он пишет картину на библейский сюжет: Самсон грозит тестю, где изображает себя в качестве Самсона.
|
Жертвоприношение Авраама, 1635 |
|
Пир Валтасара, 1635 |
|
Даная, 1636-1643 |
Также Гюйнс играет не последнюю роль в становлении молодого художника. Он помогает ему продать картины принцу Оранскому и связывает его с богатыми клиентами. Молодой талант пишет для принца "Воздвижение креста" и "Снятие с креста". Уже на снятии очень хорошо видно, что автор начинает постигать значение светотени в композиции для передачи значимости и подчёркивания эмоций. В сцене, как прожектором в театре, подсвечены главные персонажи.
|
Саския, 1633 |
|
Саския в образе Белонны, 1633 |
|
Саския Кассельский портрет, 1634 |
|
Флора (модель та же), 1634 |
|
Софонизба (Саския), 1634 |
|
Саския в костюме аркадской пастушки, 1635 |
|
Минерва, 1635 |
|
Блудный сын в Таверне /
Автопортрет с женой Саскией, 1635 |
|
Саския с красным цветком, 1641 |
Он изображает несколько портретов Саскии в разных образах, которые сегодня обладают повышенной ценностью среди искусствоведов, особенно Флора и кассельский портрет.
|
Дом-музей Рембрандта в Амстердаме |
|
Автопортрет, 1639 |
|
Автопортрет, 1640 |
В 1639 году Рембрандту хватает денег, чтобы приобрести свой собственный особняк, который сегодня дом-музей Рембрандта. Хотя жил он в нём не до конца жизни. Он покупает и сносит в свой дом вещи купленные на блошиных рынках и у антикваров, объясняя это тем, что собирает предметы искусства. И среди них действительно полно ценных вещичек. В то время, для изучения искусства не нужно было выезжать из Амстердама, прямо в городе можно было купить даже работы кисти
Рафаэля.
|
Христос перед Пилатом, 1636 |
Эффекты света и тени Рембрандт тренирует в так называемых оффортах, которые создавал с помощью сухой иглы. Это чёрно-белые изображения, которые задумываются как наброски, но, в итоге, тоже приносят хороший доход. Самая знаменитая из них "Христос перед Пилатом", 1636.
|
Проповедник Ансло и его жена, 1941 |
Заказы на портреты сыпятся один за другим. Его творчество особенно пришлось по вкусу меннонитам - местным протестантам. В его коллекции появляется портрет меннонистского проповедника Корнелиса Ансло и его жены.
|
Ночной дозор, Рембрандт |
В 1641 году, после смерти 3х первенцев, у Саскии и Рембрандта рождается сын Титус, через год после рождения которого умирает Саския и после этого жизнь художника становится бесконечной потерей, правда причиной тому не Саския, а картина. Картина, которую потомки назвали "Ночной дозор".
В 1642 году Рембрандт, после долгих уговоров жены, соглашается взять групповой заказ от одного из 6-ти отрядов Нидерландского ополчения для размещения в новом здании Стрелкового общества. Рембрандту достаётся рота Франса Банинга Кока - он на переднем плане в чёрном с красной повязкой.
|
Убийство Рёйтенбурга |
Картина производит эффект взорвавшейся бомбы среди знати того времени, ведь она не только нарушает устоявшиеся устои в искусстве, а и является обвинительным заключением Рембрандта об убийстве Рёйтенберга - он в золотом костюме рядом с капитаном. Он прямо и изобразил, - фигура в старомодном шлеме с дубовыми листьями стреляет и вокруг Рёйтенбурга образуется дымка. Так же по лицам видно, что многие из участников этого действа соучастники преступления и, как-будто спокойно наблюдают как за театральным представлением, которое уже смотрели.
|
Копия картины Геррит Луденс |
Убийство было замято и списано на несчастный случай, а тут Рембрандт со своей картиной, которую сразу же стали пытаться предать забвению. Для начала её обрезали, особенно пострадала левая часть, там отрезали 2 человека. Хорошо, что Геррит Луденс сделал копию. И хотя герои на заднем планы не такие чёткие как у Рембрандта и иногда изменены немного, всё-таки мы знаем что её обрезали с 3х сторон. Также, однажды кто-то 10 раз проколол её ножом, а в другой раз её обливали серной кислотой (пострадал только лак). Потом картину расположили рядом с камином, и она покрылась копотью и пылью, так что спустя 200 лет, в ней, прежде чем расчистить, еле-еле узнали Рембрандта ван Рейна.
Картина до сих пор полна загадок, а имена убийцы и их заказчиков так официально и не названы, хотя многие герои выглядят так как-будто знают и понимают что происходит. Картина является передовой для искусства, ведь герои не позируют, а в движении, но тогда этого никто не оценил, и даже, наоборот. Участники картины решили Рембрандта уничтожить, так чтобы даже памяти о нём не осталось. Очень сложно разобраться не понимая кто есть кто, и если верить информации из википедии, то точно известные герои мной подписаны.
На картине изображено целых 18 лишних персонажей, загадка существования которых до сих пор не разгадана - среди них есть известные и не известные. Самая яркая из них ребёнок-карлица, а может там 2 девочки.. По слухам, это не законнорожденные дочери сержанта Кемпа, которых он сначала бросил в приют и они вынуждены были заниматься проституцией, одна из них хотела бежать, но её лицо облили кислотой, а вторая, в итоге, с этим Кемпом и сожительствовала под предлогом того, что она прислуга.
У карлицы на поясе курица, скорей всего это насмешка над логотипом стрелковой роты - птичьим когтем.
В общем, люди хотели удовлетворить своё тщеславие, а Рембрандт показал на своей картине как он их видит на самом деле, при чём многие из них, оплатив картину, были задвинуты на задний план. Обрезанный размер картины сегодня 3,63 * 4,37 метра. И хотя в полотне ещё много загадок, нам пора двигаться дальше.
Поздний Рембрандт
После картины "Ночной дозор", интерес публики к работам Рембрандта резко угас. О нём стали распускать слухи, отголоски которых даже сейчас можно прочитать на всех языках - например, о том, что он женился на Саскии по расчёту. В его мастерской осталось 1-2 ученика и от него отвернулись заказчики. Техника его работ стала меняться, как бы опережая время - он бросал на картину смелые мазки и делал контрасты света и тени еще более резкими. Амстердамский актив подговаривает няню Титуса, не отяжелённую сильными моральными устоями затянуть его в постель, после чего она подаёт на него в суд, за то, что он её соблазнил, а не женился. Её звали Гертье Диркс.
|
Гертье Диркс |
|
Сара ждёт Тобиаса (модель Гертье Диркс), 1647 |
|
Ян Синкс, мэр Амстердама, 1647 |
|
Христос, исцеляющий больных, 1643-1649 |
|
Святое семейство, 1645 |
|
Поклонение пастухов |
|
Отдых на пути в Египет, 1647 |
|
Зимний пейзаж, 1646 |
В годы невзгод Рембрандта немного привлекают пейзажи, но больше религиозная тематика, которая выполнена в тёплой цветовой гамме с подчёркнутой любовью к семейным устоям, возможно это из-за тоски по Саскии.
|
Аристотель с бюстом Гомера, 1653 |
Рембрандт старался и дальше жить на широкую ногу, скупал предметы искусства, но заказов становилось всё меньше, да ещё Гертье Диркс он заплатил не плохие откупные, а по другой версии её посадили, и она потом опять судилась с художником за то, что он лишил её свободы. Он должен был вращаться среди элиты, а водил дружбы со служанками. Правда, во вторую он влюбился, её звали Хендрикье Стоффелс и она была молодой и красивой.
|
Хендрикье Стоффелс, 1656 |
|
Вирсавия в ванной (Хендрикье), 1654 |
Хендрикье получает работу в качестве экономки с 1647 года, а в 1654 году беременеет от Рейна и про это разузнаёт Совет реформаторской Церкви и ей приходится признать не венчанное сожительство с художником, за что ей было запрещают причащение. В октябре 1654 года дочь пары Корнелину всё-таки крестят в церкви в Амстердаме.
|
Флора (Хендрикье), 1654 |
Вначале Рембрандт не женится на Хендрикье, чтобы не потерять наследство своей первой жены Саскии, из-за особенностей её завещания. Тем более, что у него и так были большие финансовые проблемы. В 1655 году сыну Титусу исполняется 14 лет и он передаёт наследство ему, но всё-равно не женится.
Он не может ничего продать (в том числе предметы искусства и свой элитный особняк), из-за заговора против него и в 1656 году объявляет о банкротстве. Всё его имущество идёт с молотка. В 1658 году Рембрандт, Корнелия и Тит переезжают в арендованное помещение на окраине Амстердама в еврейском квартале, где гений и проживёт до конца жизни, пережив ещё несколько утрат.
|
Купающаяся женщина (Хенрикье), 1654 |
|
Хендрикье Стоффелс, 1655 |
Там Хендрикье вместе с Титом открыли художественную мастерскую и стали его работодателями, чтобы защитить художника от ростовщиков и кредиторов. Им даже удаётся продать несколько картин Рембрандта. И именно с этими положительными улучшениями связана увеличенная производительность Рейна старшего в этот период.
|
Матфей и ангел, 1661 |
|
Заговор Юлия Цивилиса, 1661 |
|
Синдики, 1662 |
|
Отречение апостола Петра, 1660 |
Помимо религиозных и постановочных сюжетов Рембрандт пишет Титуса, который тоже теперь художник.
|
Титус в красном берете, 1658 |
|
Читающий Титус |
|
Титус, сын художника 1660 |
Рейн очень сближается с сыном в этот сложный период, о чём свидетельствуют его многочисленные изображения.
|
Возвращение блудного сына, 1666-1669 |
Рембрандт и Хендрикье были вместе до самой её смерти, возможно, от чумы в 1663 году.
|
Еврейская невеста, 1665 |
Последние работы Рембрандта сбивают исследователей с толку разными способами: густыми как-бы стекающими красками, - технология нанесения которых не разгадана. Есть даже версия, что он наносил их шпателем. А иногда своими очень мелкими библейскими сюжетами, которые надо ещё найти, а часто обстоятельства создания его последних картин просто не известны. Например, работа, еврейская невеста, название которой было придумано потомками, а что за сюжетная линия там на самом деле никто точно не знает.
И последним ударом, который Рембрандт пережил всего на год стала смерть Титуса в 1668 году, по неизвестным нам причинам. Единственным его потомком стала незаконнорожденная дочь Корнелия, судьба которой не известна, а изображения то ли по не любви Рембрандта, то ли по злому умыслу его врагов не найдены.
|
Семейный портрет из Брауншвейга, 1668-1669 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий