Поиск по этому блогу

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Рембрандт взлёт и падение

Рембрандт Харменс (Харменсзон - сын Хармена) ван Рейн (1606-1669) - крупнейший представитель золотого века голландской живописи, хотя, точно оценить величие его работ, потомки смогли только через 2 сотни лет. Он стал знатным и богатым человекам к 40 годам, а потом линия его жизни пошла на спад. Почему? Написано дальше. И в горе и в радости он оставался очень талантлив и производителен, опережая своё время. В конце своей жизни он снискал полную ненависть богатых современников, хоть и совершил революцию в живописи. Они не смогли ему простить любовь к честности и справедливости и жёстко отомстили за его вклад в демократию и свободу слова в Амстердаме.

Ранний Рембрант

Аллегория музыки 1626
Аллегория музыки, 1626

Родился во времена разгара вооруженной борьбы Нидерландской повстанческой армии за независимость от Испании. Де факто Испания уже почти не оказывала влияние на Голландию и, Нидерланды, в целом, но до юридического признания было ещё 42 года. То есть, можно с уверенностью говорить, что Рембрандт родился, рос да и жил в свободомыслящей среде, в окружении независимых революционеров - смелых и сильных. Во всяком случае он в это верил.

Ранний Рембрандт
Валаам и ослица, 1626

Он выходец из богато детной семьи, был восьмым из девяти детей и родился как раз в тот период, когда дела у отца шли очень хорошо. В следствие чего получил хорошее образование, чего не скажешь о старших детях, и мог бы поступить в Лейденский Университет, но настоял на том, что хочет учиться рисованию.

Золотой век Голландской живописи
Побиение камнями св. Стефана, 1626

Рембрандт посещал латинскую школу при университете и уже там стал проявлять интерес к живописи, а другие науки его не интересовали и он получал плохие оценки. В 13 лет, из-за его настойчивого желания, его отдали учиться к лейденскому живописцу, который, наверняка, его чему-то научил, но историки не могут проследить его влияние на творчество Рейна, так как известно очень мало информации.

Чёрные рабы в Европе Барокко
Крещение евнуха, 1626

Уже в 1623 году он учится художествам в Амстердаме у Питера Ластмана, специализирующегося на мифологических и библейских сюжетах, влияние которого очень хорошо видно в работе Рембрандта 1626 года "Аллегория музыки", да и в других ранних работах оно прослеживается очень явно.

Работы молодого Рембрандта
Товит, подозревающий жену в воровстве, 1626-1627
Золотой век голландской живописи
Давид с головой Голиафа перед Саулом, 1627

Полотна этого периода удивительно сочны и красочны. Персонажи как сказочные герои - идеально волшебны. Их одежда очень нарядная, при чём в восточном стиле, что придаёт его библейским сюжетам некую экзотическую изюминку. Общая атмосфера оставляемая картинами похожа на сюжеты из жизни мажоров или театральные сцены, которые блестят драгоценностями и дорогими одеждами. И, даже работа, "Давид с головой Голиафа, перед Саулом" не смотря на трагичность сюжета - не исключение. Результатом учитель и ученик довольны и Рембрандт заканчивает обучение.

Работы Рембрандта
Притча о неразумном богаче, 1627
Работы  Рембранта на библейские сюжеты
Симеон и Анна в храме, 1628
Живопись Барокко
Самсон и Далила, 1628

На формирование стиля Рейна оказывали влияние разные художники. Значение Караваджистов заметно в его работах, например в "Притче о неразумном богаче",

Рембрандт аавтопортрет
Художник в своей мастерской (автопортрет), 1628

Рембрандт
Христос в Эммаусе, 1629
Библиейские сюжеты на картинах великих художников 17 века
Иуда, возвращающий 30 серебренников, 1629

Молодой Рембрандт ван Рейн
Автопортрет, 23 года

Изображение Рембрандта
Автопортрет, 1629
Живопись Барокко Амстердам
Молодой Рембрандт

Рисунок карандашом
Автопортрет, 1630

Уже в этот период Рембрандт начинает писать автопортреты, которых за свою жизнь он создал огромное множество. Он интересуется эмоциями и движением в картинах, что и отражает в работах с помощью своих изображений, в том числе. Он пишет себя в разных образах, как бы примеряя разные роли.

Рембрандт Люди в Восточных костюмах
Молодой учёный и его наставник, 1629-1630

Рембрандт в 1627 году возвращается в Лейден и вместе с другом Ливенсом открывает собственную мастерскую и набирает учеников. Они учатся друг у друга, дописывают картины один другого, оба тянутся за Рубенсом, что усложняет в будущем точную идентификацию работ Рейна 1628-1629 годов критиками. За несколько лет мастерская становится известной.

Автопортрет, 1630

В 1629 году работы Рембрандта замечает секретарь принца Оранского (Константин Гюйнс) и карьера начинает стремительно идти вверх. Константин Гюйнс был известным меценатом и он просто влюбился в работы Рейна, называя его лучшим художником современности и даже прошлого. Особенно ему приходится по вкусу картина "Иуда, возвращающий 30 сребренников", он сравнивает её с великими мастерами Италии и античности и считает, что она лучше.


Творчество Рембрандта Израиль
Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима, 1630

Ранние портреты Рембрандт
Портрет пожилого человека в военном костюме, 1630-1631

Складывается впечатление, что в этот период Рембрандт преследует всего лишь одну цель - максимально точно передать каждую деталь, приблизив картину к идеальному реализму. Вообще Рейн активно изучает творчество известных художников, стараясь повторить у каждого самое лучшее, формируя, параллельно свой стиль.

Автопортрет, 1631

Хвалебная песнь Симона, 1631

Минерва, 1631-1632

Воскрешение Лазаря, 1630-1632

В 1631 году Рембрандт перебирается в Амстердам, где барокко его полотен быстро приходится по вкусу богатым клиентам. Хотя первопричина была всё-таки в другом. Он создаёт целый ряд этюдов с изображением мужских и женских голов с разнообразной мимикой и, в следствии чего слывёт отличным портретистом.

Ранний Рембрандт портреты
Портрет учёного, 1631

мать Рембрандта
Пророчица Анна (мать Рембрандта), 1631

офферты Рембрандт
Слепой скрипач, 1631

Девушка в расшитой золотой накидке, 1632

Рембрандт портрет
Корнелис ван Берестейн-Вугт, 1632
Портрет Бургеры
Молодая женщина в профиль с веером, 1632
Наброски Рембрандт
Нищий, 1632
Блог Djoconda
Портрет 40 летнего мужчины, 1632
Рембрандт портреты
Портрет Амалии ван Солмс, жена
Фредерика Хендрика
из Оранджа, 1632

Портрет Средние века

Портрет Ахье Класдр, 1632


Обо всём и про дизайн
Портрет молодого человека, 1632

Художники сайт
Портрет молодой женщины, 1632
Костюм барокко мужской
Мужчина обрезающий перо, 1632
Мужская одежда Барокко
Портрет сидящего мужчины, 1632
Бургеры женская одежда Амстердам
Портрет сидящей женщины, 1632

Старик Рембрандт
Бородатый старик в белой меховой шапке, 1632
картины Средние века
Фигура человека в восточном платье, 1632

Именно способность создавать шикарные портреты привлекло к нему множество заказов и коммерческий успех. Мы представили только малую часть этих портретов того периода.

Великие художники
Урок анатомии  доктора Тюльпа, 1632

Рембрандт Похищение Европы
Похищение Европы, 1632

После урока анатомии доктора Тюльпа Амсетрдамом начинают летать слухи о невообразимом таланте художника. Для того времени - это революционная работа по композиции. Рембрандт не стал выстраивать хирургов, обращая лица к зрителю, а сделал их частью реальной композиции и соучастниками жизни, а не постановки каждый со своими мыслями и эмоциями. Работа богата светотенью и уже можно говорить о Рембрандте как о профессиональном художнике со своим неповторимым почерком.

Зрелый Рембрандт



Воздвижение креста, 1633
Судостроитель и его жена, 1633

Автопортрет 1634

Рембрандт успешен и становится всё более популярным в Голландии. В 1634 году находит себе жену - Саскию ван Эйленбурх, девушку из зажиточной семьи бюргеров, чей отец был мэром города Леуварден. Это открывает перед ним новые двери знатных семей и возможности подзаработать.

Снятие с креста, 1634
Похищение Ганимеда, 1635
Блог про дизайн
Самсон грозит тестю, 1635

Отношения с отцом Саскии не складываются сразу. Ещё бы: он сын мельника, а отец хотел выдать её за аристократа. Он пишет картину на библейский сюжет: Самсон грозит тестю, где изображает себя в качестве Самсона.

Великие художники
Жертвоприношение Авраама, 1635
Обо всём и про дизайн
Пир Валтасара, 1635
Картины Рембрандта
Даная, 1636-1643

Также Гюйнс играет не последнюю роль в становлении молодого художника. Он помогает ему продать картины принцу Оранскому и связывает его с богатыми клиентами. Молодой талант пишет для принца "Воздвижение креста" и "Снятие с креста". Уже на снятии очень хорошо видно, что автор начинает постигать значение светотени в композиции для передачи значимости и подчёркивания эмоций. В сцене, как прожектором в театре, подсвечены главные персонажи.

Саския в шляпе, до свадьбы Рембрандт
Саския, 1633
Известный художник Голландия
Саския в образе Белонны, 1633

Саския жена Рембрандта
Саския Кассельский портрет, 1634
Образы Саскии в творчестве Рембрандта
Флора (модель та же), 1634
Рембрандт портрет женщины
Софонизба (Саския), 1634
Одежда женщин 17 век Европа
Саския в костюме аркадской пастушки, 1635
Минерва Рембрандт, 1635
Минерва, 1635
Автопортрет Рембрандта с женой Саскией
Блудный сын в Таверне /
Автопортрет с женой Саскией, 1635
Барокко портреты
Саския с красным цветком, 1641

Он изображает несколько портретов Саскии в разных образах, которые сегодня обладают повышенной ценностью среди искусствоведов, особенно Флора и кассельский портрет.

Музей Рембрандта в Амстердаме
Дом-музей Рембрандта в Амстердаме
Рембрандт в берете в хорошем качестве, 1639
Автопортрет, 1639
Автопортрет, 1640

В 1639 году Рембрандту хватает денег, чтобы приобрести свой собственный особняк, который сегодня дом-музей Рембрандта. Хотя жил он в нём не до конца жизни. Он покупает и сносит в свой дом вещи купленные на блошиных рынках и у антикваров, объясняя это тем, что собирает предметы искусства. И среди них действительно полно ценных вещичек. В то время, для изучения искусства не нужно было выезжать из Амстердама, прямо в городе можно было купить даже работы кисти Рафаэля.
Графика Рембрандт
Христос перед Пилатом, 1636

Эффекты света и тени Рембрандт тренирует в так называемых оффортах, которые создавал с помощью сухой иглы. Это чёрно-белые изображения, которые задумываются как наброски, но, в итоге, тоже приносят хороший доход. Самая знаменитая из них "Христос перед Пилатом", 1636.

Проповедник Ансло и его жена
Проповедник Ансло и его жена, 1941

Заказы на портреты сыпятся один за другим. Его творчество особенно пришлось по вкусу меннонитам - местным протестантам. В его коллекции появляется портрет меннонистского проповедника Корнелиса Ансло и его жены.

Самая известная картина Рембрандта
Ночной дозор, Рембрандт

В 1641 году, после смерти 3х первенцев, у Саскии и Рембрандта рождается сын Титус, через год после рождения которого умирает Саския и после этого жизнь художника становится бесконечной потерей, правда причиной тому не Саския, а картина. Картина, которую потомки назвали "Ночной дозор". 
В 1642 году Рембрандт, после долгих уговоров жены, соглашается взять групповой заказ от одного из 6-ти отрядов Нидерландского ополчения для размещения в новом здании Стрелкового общества. Рембрандту достаётся рота Франса Банинга Кока - он на переднем плане в чёрном с красной повязкой.


Убийство Рёйтенбурга

Картина производит эффект взорвавшейся бомбы среди знати того времени, ведь она не только нарушает устоявшиеся устои в искусстве, а и является обвинительным заключением Рембрандта об убийстве Рёйтенберга - он в золотом костюме рядом с капитаном. Он прямо и изобразил, - фигура в старомодном шлеме с дубовыми листьями стреляет и вокруг Рёйтенбурга образуется дымка. Так же по лицам видно, что многие из участников этого действа соучастники преступления и, как-будто спокойно наблюдают как за театральным представлением, которое уже смотрели.
Копия картины Геррит Луденс

Убийство было замято и списано на несчастный случай, а тут Рембрандт со своей картиной, которую сразу же стали пытаться предать забвению. Для начала её обрезали, особенно пострадала левая часть, там отрезали 2 человека. Хорошо, что Геррит Луденс сделал копию. И хотя герои на заднем планы не такие чёткие как у Рембрандта и иногда изменены немного, всё-таки мы знаем что её обрезали с 3х сторон. Также, однажды кто-то 10 раз проколол её ножом, а в другой раз её обливали серной кислотой (пострадал только лак). Потом картину расположили рядом с камином, и она покрылась копотью и пылью, так что спустя 200 лет, в ней, прежде  чем расчистить, еле-еле узнали Рембрандта ван Рейна.
Я обвиняю герои

Картина до сих пор полна загадок, а имена убийцы и их заказчиков так официально и не названы, хотя многие герои выглядят так как-будто знают и понимают что происходит. Картина является передовой для искусства, ведь герои не позируют, а в движении, но тогда этого никто не оценил, и даже, наоборот. Участники картины решили Рембрандта уничтожить, так чтобы даже памяти о нём не осталось. Очень сложно разобраться не понимая кто есть кто, и если верить информации из википедии, то точно известные герои мной подписаны.

Я обвиняю карлица

На картине изображено целых 18 лишних персонажей, загадка существования которых до сих пор не разгадана - среди них есть известные и не известные. Самая яркая из них ребёнок-карлица, а может там 2 девочки.. По слухам, это не законнорожденные дочери  сержанта Кемпа, которых он сначала бросил в приют и они вынуждены были заниматься проституцией, одна из них хотела бежать, но её лицо облили кислотой, а вторая, в итоге, с этим Кемпом и сожительствовала под предлогом того, что она прислуга. 

Рембрандт загадки Ночного дозора

У карлицы на поясе курица, скорей всего это насмешка над логотипом стрелковой роты - птичьим когтем.

В общем, люди хотели удовлетворить своё тщеславие, а Рембрандт показал на своей картине как он их видит на самом деле, при чём многие из них, оплатив картину, были задвинуты на задний план. Обрезанный размер картины сегодня 3,63 * 4,37 метра. И хотя в полотне ещё много загадок, нам пора двигаться дальше. 

Поздний Рембрандт



После картины "Ночной дозор", интерес публики к работам Рембрандта резко угас. О нём стали распускать слухи, отголоски которых даже сейчас можно прочитать на всех языках - например, о том, что он женился на Саскии по расчёту. В его мастерской осталось 1-2 ученика и от него отвернулись заказчики. Техника его работ стала меняться, как бы опережая время - он бросал на картину смелые мазки и делал контрасты света и тени еще более резкими. Амстердамский актив подговаривает няню Титуса, не отяжелённую сильными моральными устоями затянуть его в постель, после чего она подаёт на него в суд, за то, что он её соблазнил, а не женился. Её звали Гертье Диркс.

Рембрандт акварели
Гертье Диркс

великие художники
Сара ждёт Тобиаса (модель Гертье Диркс), 1647
мэр Амстердама Рембрандт
Ян Синкс, мэр Амстердама, 1647
Чёрно-белый картины Рембрандта Христос
Христос, исцеляющий больных, 1643-1649
Святое семейство, Рембрнадт
Святое семейство, 1645
Рембрандт зрелый
Поклонение пастухов
Отдых на пути в Египет, 1647
Природа Рембрандта
Зимний пейзаж, 1646

В годы невзгод Рембрандта немного привлекают пейзажи, но больше религиозная тематика, которая выполнена в тёплой цветовой гамме с подчёркнутой любовью к семейным устоям, возможно это из-за тоски по Саскии.

Аристотель с бюстом Гомера, 1653

Рембрандт старался и дальше жить на широкую ногу, скупал предметы искусства, но заказов становилось всё меньше, да ещё Гертье Диркс он заплатил не плохие откупные, а по другой версии её посадили, и она потом опять судилась с художником за то, что он лишил её свободы. Он должен был вращаться среди элиты, а водил дружбы со служанками. Правда, во вторую он влюбился, её звали Хендрикье Стоффелс и она была молодой и красивой.

Последняя любовь Рембрандта
Хендрикье Стоффелс, 1656
Вирсавия в ванной (Хендрикье), 1654

Хендрикье получает работу в качестве экономки с 1647 года, а в 1654 году беременеет от Рейна и про это разузнаёт Совет реформаторской Церкви и ей приходится признать не венчанное сожительство с художником, за что ей было запрещают причащение. В октябре 1654 года дочь пары Корнелину всё-таки крестят в церкви в Амстердаме. 

Флора в исполнении Хендрикье, 1654
Флора (Хендрикье), 1654

Вначале Рембрандт не женится на Хендрикье, чтобы не потерять наследство своей первой жены Саскии, из-за особенностей её завещания.  Тем более, что у него и так были большие финансовые проблемы. В 1655 году сыну Титусу исполняется 14 лет  и он передаёт наследство ему, но всё-равно не женится.

Он не может ничего продать (в том числе предметы искусства и свой элитный особняк), из-за заговора против него и в 1656 году объявляет о банкротстве. Всё его имущество идёт с молотка. В 1658 году Рембрандт, Корнелия и Тит переезжают в арендованное помещение на окраине Амстердама в еврейском квартале, где гений и проживёт до конца жизни, пережив ещё несколько утрат.

Купающаяся женщина (Хенрикье), 1654

Последняя любовь Рембрандта
Хендрикье Стоффелс, 1655

Там Хендрикье вместе с Титом открыли художественную мастерскую и стали его работодателями, чтобы защитить художника от ростовщиков и кредиторов. Им даже удаётся продать несколько картин Рембрандта. И именно с этими положительными улучшениями связана увеличенная производительность Рейна старшего в этот период.

Матфей и ангел, 1661
Матфей и ангел, 1661

Обо всём и про дизайн
Заговор Юлия Цивилиса, 1661
Блог про извстных хужожников
Синдики, 1662
Отречение апостола Петра, 1660
Отречение апостола Петра, 1660

Помимо религиозных и постановочных сюжетов Рембрандт пишет Титуса, который тоже теперь художник.


Титус в красном берете
Титус в красном берете, 1658
Обо всём и про дизайн
Читающий Титус
Титус, сын художника 1660

Рейн очень сближается с сыном в этот сложный период, о чём свидетельствуют его многочисленные изображения.

Поздний Рембрандт
Возвращение блудного сына, 1666-1669

Рембрандт и Хендрикье были вместе до самой её смерти, возможно, от чумы в 1663 году.

Поздний Рембрандт
Еврейская невеста, 1665

Последние работы Рембрандта сбивают исследователей с толку разными способами: густыми как-бы стекающими красками, - технология нанесения которых не разгадана. Есть даже версия, что он наносил их шпателем. А иногда своими очень мелкими библейскими сюжетами, которые надо ещё найти, а часто обстоятельства создания его последних картин просто не известны. Например, работа, еврейская невеста, название которой было придумано потомками, а что за сюжетная линия там на самом деле никто точно не знает.




И последним ударом, который Рембрандт пережил всего на год стала смерть Титуса в 1668 году, по неизвестным нам причинам. Единственным его потомком стала незаконнорожденная дочь Корнелия, судьба которой не известна, а изображения то ли по не любви Рембрандта, то ли по злому умыслу его врагов не найдены.


Семейный портрет из Брауншвейга, 1668-1669
Семейный портрет из Брауншвейга, 1668-1669

Комментариев нет:

Отправить комментарий