Микеланджело Меризи да Караваджо, урождённый Меризи, взявший псевдоним, по месту его проживания в детстве в не большом городке - Караваджо. Ему было суждено стать одним из самых выдающихся гениев эпохи Барокко, не смотря на удивительно сложную и короткую жизнь. Он прожил всего 38 лет, и за это время несколько раз его возносили и низвергали на самое дно.
Но обо всем по порядку.
|
Автопортрет Микеланджелло Меризи да Караваджо |
Родился Микеланджело в Милане 29 сентября 1571 года в семье довольно известного архитектора Милана - Фермо Меризи и рости бы ему, играя со сверстниками в культурной столице не зная беды, но началась сильная эпидемия чумы. Семья решила бежать от эпидемии в городок Караваджо в 1576 году, но это им не очень помогло, когда будущему гению было всего 6 - он потерял всех взрослых мужчин, которые были для него опорой - отец, дедушка и дядя - пали жертвами болезни.
|
Фрукты, 1596 |
С этих пор о семье и о жизни самого Караваджо ничего известно не было, вплоть до 1984 года, когда Микеланджело стал учеником известного художника Милана - Симоне Петерцано, который учился у самого Тициана и обладал удивительным даром к обучению. Работы того периода не сохранились, и уже тогда, о будущем гении стали говорить как о человеке скандальном и вспыльчивом. В 1589 году, видимо нуждаясь в деньгах он приехал в Караваджо продать свой земельный участок, а после смерти матери в 1590 году ему не суждено было туда больше попасть.
|
Шулеры, Караваджо, 1594 |
И даже Милан он вынужден был покинуть, так и не закончив обучение после ссоры за карточной игрой, которая закончилась убийством. Но не стоит делать слишком поспешные выводы. Возможно его картина "Шулеры" немного прояснит ситуацию, и можно будет предположить, что Караваджо, наоборот, стоял на страже добра. На картине изображены 2 гопника, которые обманывают в карты невинное дитя. Что было бы на самом деле, если бы во времена Барокко, в баре, Караваджо заступился бы за человека, которого обманывают? Во времена, когда реки кишили трупами, а смертельные дуэли были чем-то почти повседневным?
|
Отдых на пути в Египет, 1597 |
Караваджо бежал в Рим. Там он сначала стал выполнять копии с церковных картин для некого Пандольфо Пучи, а потом писать на фресках цветы и листья для Чезари д`Арпино. И хоть Микелянджело раздражало, что ему не доверяют нормальные заказы, в мастерской Чезари он стал знакомиться с меценатами того времени. Волею случая, он попал в больницу из-за удара лошади и после выписки был готов работать сам.
|
Мальчик, чистящий фрукт, 1593. Караваджо |
И, наконец, в 1593 году мы получили первую картину Микеланджело Меризи да Караваджо, "мальчик, чистящий фрукт", дошедшую до нашего времени.
|
Призвание Апостола Матфея |
|
Мученичество Апостола Матфея |
Кардинал Франческо дель Монте, друг Галилея, стал первым меценатом Караваджо, обеспечив на 3 года заказы и хорошее жалование. Через 3 года, современники стали им восхищаться, и его имя стало известным. В этот период написаны: Призвание Апостола Матфея, Мученичество Апостола Матфея и Апостол Матфей и ангел, последняя картина была утеряна в годы Второй мировой войны. В 1604 году Микеланджело Караваджо уже самый известный и дорогооплачиваемый художник Италии.
|
Голова Медузы Горгоны, 1597 |
Несмотря на то, что его картины приковывали внимание и вызывали споры, они были удивительно религиозны. Он не подвергал даже тайно правильность христианской религии, хоть и показывал, иногда вещи не такими как их привыкли видеть люди.
|
Положение во гроб, 1603 |
Караваджо сочетал в себе религиозность и доверие к церкви, в отличие, к примеру от
Леонардо да Винчи, и, одновременно, обладал вечно спорящим духом, он фигурирует в то время около 10 раз в списке нарушающих закон, даже бывает в тюрьме, а среди его нарушений - ношение оружия, разбитые стекла и склоки с официантом, а потом появилось убийство, которое превратило Караваджо в изгнанника.
|
Мария Магдалина, Караваджо, 1597 |
Микеланджело почти всегда рисовал с натуры. Ему позировали модели, конечно не из самых богатых слоёв общества. Да, и вообще, образ жизни гения - был связан не только со святыми и меценатами, а с барами и отбросами, да проститутками. Которые часто становились его моделями и любовницами, а по некоторым версиям любовниками. Как эта, натурщица для Марии Магдалины, в которую Караваджо был немного влюблен, как и его знакомый приятель и ещё священнослужитель.. А потом её утопили, его приятеля осудили, а он указывал на священнослужителя. Караваджо нарисовал эту женщину ещё раз уже мёртвой.
|
Смерть Девы Марии, 1605 |
Картина называлась - смерть Девы Марии, написана за год до убийства в 1606 году. На ней лежит утопленница, немного припухшая от воды, по-сути, не известно от кого беременная блудная женщина. Приятеля Караваджо осудили за убийство, а он кричал, что это священнослужитель и Микеланджело, добился в итоге для него освобождения, и был вынужден услышать признание, что это он утопил красавицу, за что эмоциональный Караваджо его и убил. И отправился в бега и последние 4 года жизни не терял надежды на помилование.
|
Больной Вакх, 1593 |
Больной Вакх, картина периода раннего творчества Караваджо, когда у него еще не было денег на моделей и он только вышел из больницы после удара лошадью. Поэтому он нарисовал себя. Для почти всех его картин, даже ранних характерен полностью пустой фон, который как-бы говорит, что то, что позади - не важно.
|
Вакх, 1596 |
Караваджо задал тон всему последующему европейскому искусству, благодаря тому, что стремился и создавал максимальный реализм. В своей работе, где изображён его второй Вакх, он не только изобразил юношу языческого Бога виноделия, вызывающе протягивающего зрителям бокалам, но и подвявший виноград в вазе, грязные ногти, и увядающие листья. Именно творчество Караваджо можно отнести к первым работам течения реализм.
|
Ужин в Эммануасе, 1602
|
|
Ужин в Эммануасе, 1606 |
Итак, Караваджо, переждав несколько месяцев недалеко от Рима, надеясь, что его помилуют, пишет, как известно 3 картины, которые становятся более мрачными. Это характерно видно по его 2м работам с одинаковым названием Ужин в Эммаусе. Первая написана в 1602 году, а вторая в начале его 4х летнего изгнания в 1606. Сам Иисус, персонажи, цвета, эмоции - всё изменилось в творчестве гения.
|
7 деяний милосердия, 1607 |
Он переезжает в Неаполь, и, вдруг, судьба вновь его возносит. Он пишет более 10 картин, в том числе картину: 7 деяний милосердия. Которая довольно интересна по своему сюжету, и выдаёт в Караваджо в Неаполе уже скептика. Картина написана на основе 25 главы Евангелия про 7 деяний милосердия, среди которых: похоронить мёртвых, посетить заключённых и накормить голодных, приютить бездомных, одеть нищих, посетить больных, утолить жажду - Самсон пьёт воду из ослиной челюсти, что очень своеобразно, так как согласно одному из сюжетов Ветхого Завета, используя ослиную челюсть отнял жизни у тысячи филистимлян.
|
Благовещанье, 1608 |
Жизнь Караваджо шла опять на подъём и ему даже пожаловали титул рыцаря мальтийского ордера. Но, это продлилось недолго, и. в очередной раз, случай, связанный с каким-то мальтийским рыцарем высокого ранга опять привёл Микеланджело в тюрьму, где его даже посадили в каменный мешок.
|
Давид с головой Голиафа, 1609-1610 |
Осенью 1608 года он каким-то образом бежит из тюрьмы на Сицилию. В конце жизни он рисует картину, Давид с головой Голиафа, на которой изображает себя в виде головы Голиафа и до конца жизни возится с этой картиной. Но жизнь даёт Караваджо надежду, начинаются переговоры с Папой Римским по поводу его помилования. Он обрадовался и перебрался поближе к Риму, где исчез - есть разные версии - где и как прошли последние дни Караваджо, то ли он был избит, то ли убит, то ли посажен. У него нет могилы, известна только дата его смерти 18 июля 1610 года.
А 31 июля 1610 года - вышел папский указ об полном помиловании Микеланджелло Меризи да Караваджо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий